Все стандарты ISO серии 9000: новый взгляд на систему управления менеджментом
В основу семейства международных стандартов ISO серии 9000 заложена идея TQM, сформулированная в 70-80 годах прошлого века в работах Г. Тагути, Э.У. Деминга и ряда других прогрессивных экономистов. Позднее она получила развитие в практической деятельности японских автомобильных гигантов «Мицубиси» и «Тойота».
Согласно этой концепции, управление качеством — это деятельность высшего руководства, направленная на вовлечение всех работников в общий процесс создания продукта (услуги), удовлетворяющей потребителя, при этом максимально полно, безопасно и по оптимальной стоимости.
Основные объекты управления по модели TQM:
- внутренняя деятельность организации, включая реализуемые процедуры и процессы;
- конечная продукция, как результат этой деятельности, представленная в виде материального объекта;
- сама организация как субъект экономической деятельности, включая ее взаимоотношения со структурными подразделениями, внешними потребителями (другими заинтересованными сторонами).
Первые версии стандартов серии ISO 9000 были выпущены в 1987 году, и содержали преимущественно минимальный набор требований к поставщикам продукции, определенный с точки зрения потребителя. При этом вопросы развития бизнеса (производственной деятельности) изготовителя имели второстепенное значение. В 2000-е годы Стандарты были существенно переработаны с учетом интересов всех заинтересованных сторон, включая производителей продукции.
Семейство стандартов серии ISO 9000
Выпуск первых стандартов в 1987 году сопровождался скептическим отношением, поскольку трудно было представить универсальную схему СМК, пригодную для использования во всех отраслях экономики. Однако они были приняты национальными органами сертификации многих европейских и азиатских стран, включая Россию.
На данный момент стандарты серии ISO 9000 приобрели мировое признание, как средство достижения необходимого уровня качества, повышения эффективности менеджмента и используются как общепонятный язык формирования контрактных отношений. Обеспечивая стандартность сертификации, они экономят огромные ресурсы, требующиеся для проверки СМК отдельных поставщиков. Ниже перечислены основные стандарты серии, действующие на период 2018 года.
- ISO 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2011). «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Это подробное описание понятий, терминологии, специфики СМК.
- ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). «Системы менеджмента качества. Требования». Это главный и самый распространенный стандарт, предназначенный для сертификации. Именно его требования предъявляются к поставщикам при заключении большинства международных контрактов.
- ISO 9004:2010 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010). «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Это документ разрабатывался как вспомогательный, дополняющий ISO 9001. Он не устанавливает требования по внедрению СМК, а предназначен для тех, кто хочет качественно улучшить и развить систему.
- ISO 19011:2011 (ГОСТ Р ИСО 19011-2012). «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».
По мере развития каждая новая версия стандартов отличается все большей гибкостью в стремлении сбалансировать интересы производителей, промежуточных и конечных пользователей, общественных групп и государства. Так, Стандарты, выпущенные в 2015-2017 годах, включают положения о контексте организации во внешней среде, аспект управления знаниями и основаны на учете рисков, как основании принятия решений.
Интеграция с отраслевыми СМК
Практика показывает, что организации, которые неформально подходят к внедрению стандартов ISO серии 9000, находят способы интегрировать ее требования в деятельность с учетом специфики производства. В результате они получают уникальную СМК, спроектированную на основе собственных интеллектуальных и финансовых возможностей, которая увеличивает стабильность бизнеса.
Примером служат СТО Газпром, GMP, ISO/TS 29001 и другие. Положительные стороны такой интеграции: ориентация на ожидания потребителей, ускорение реагирования на рыночные изменения, возможность анализа и самооценки, независимого аудита эффективности системы третьей стороной. Методическая база отраслевых стандартов основана на требованиях и формулировках ISO 9000, что позволяет предприятию пройти сертификацию и тем самым открыть двери в международные проекты.
Безусловное достижение стандартов ИСО 9000 — гармонизация западного (Европа, Америка) и восточного (Китай, Япония, Корея) подходов к вопросам качества. Его методическая основа удовлетворяет бизнес больше, чем 80-ти стран мира. Во всех последних версиях допускается свобода в выборе форм документирования процессов, конкретных инструментов для решения задач. При этом подчеркивается, что менеджмент должен постоянно совершенствоваться на уровне качества продукции, изменений самой СМК и применения инноваций, позволяющих быстро реагировать на требования рынка.
Об услугах сертификации по стандарту ИСО 9001 читайте здесь: https://pro-iso.ru/iso-9001/