Орган по сертификации
систем менеджмента ООО «ПроЭксперт»

Сертификация систем менеджмента
Бесплатно по России
8 (800) 700-02-26
Телефон в Москве
8 (495) 943-16-32

Все стандарты ISO серии 9000: новый взгляд на систему управления менеджментом

В основу семейства международных стандартов ISO серии 9000 заложена идея TQM, сформулированная в 70-80 годах прошлого века в работах Г. Тагути, Э.У. Деминга и ряда других прогрессивных экономистов. Позднее она получила развитие в практической деятельности японских автомобильных гигантов «Мицубиси» и «Тойота».

Согласно этой концепции, управление качеством — это деятельность высшего руководства, направленная на вовлечение всех работников в общий процесс создания продукта (услуги), удовлетворяющей потребителя, при этом максимально полно, безопасно и по оптимальной стоимости.
Основные объекты управления по модели TQM:

  • внутренняя деятельность организации, включая реализуемые процедуры и процессы;
  • конечная продукция, как результат этой деятельности, представленная в виде материального объекта;
  • сама организация как субъект экономической деятельности, включая ее взаимоотношения со структурными подразделениями, внешними потребителями (другими заинтересованными сторонами).

Первые версии стандартов серии ISO 9000 были выпущены в 1987 году, и содержали преимущественно минимальный набор требований к поставщикам продукции, определенный с точки зрения потребителя. При этом вопросы развития бизнеса (производственной деятельности) изготовителя имели второстепенное значение. В 2000-е годы Стандарты были существенно переработаны с учетом интересов всех заинтересованных сторон, включая производителей продукции.

Семейство стандартов серии ISO 9000

Выпуск первых стандартов в 1987 году сопровождался скептическим отношением, поскольку трудно было представить универсальную схему СМК, пригодную для использования во всех отраслях экономики. Однако они были приняты национальными органами сертификации многих европейских и азиатских стран, включая Россию.

На данный момент стандарты серии ISO 9000 приобрели мировое признание, как средство достижения необходимого уровня качества, повышения эффективности менеджмента и используются как общепонятный язык формирования контрактных отношений. Обеспечивая стандартность сертификации, они экономят огромные ресурсы, требующиеся для проверки СМК отдельных поставщиков. Ниже перечислены основные стандарты серии, действующие на период 2018 года.

  • ISO 9000:2005 (ГОСТ Р ИСО 9000-2011). «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Это подробное описание понятий, терминологии, специфики СМК.
  • ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). «Системы менеджмента качества. Требования». Это главный и самый распространенный стандарт, предназначенный для сертификации. Именно его требования предъявляются к поставщикам при заключении большинства международных контрактов.
  • ISO 9004:2010 (ГОСТ Р ИСО 9004-2010). «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества». Это документ разрабатывался как вспомогательный, дополняющий ISO 9001. Он не устанавливает требования по внедрению СМК, а предназначен для тех, кто хочет качественно улучшить и развить систему.
  • ISO 19011:2011 (ГОСТ Р ИСО 19011-2012). «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

По мере развития каждая новая версия стандартов отличается все большей гибкостью в стремлении сбалансировать интересы производителей, промежуточных и конечных пользователей, общественных групп и государства. Так, Стандарты, выпущенные в 2015-2017 годах, включают положения о контексте организации во внешней среде, аспект управления знаниями и основаны на учете рисков, как основании принятия решений.

Развернутая схема СМК предприятия, представленная в стандарте ISO 9004:2010
Рис.1. Развернутая схема СМК предприятия, представленная в стандарте ISO 9004:2010.

 

Интеграция с отраслевыми СМК

Практика показывает, что организации, которые неформально подходят к внедрению стандартов ISO серии 9000, находят способы интегрировать ее требования в деятельность с учетом специфики производства. В результате они получают уникальную СМК, спроектированную на основе собственных интеллектуальных и финансовых возможностей, которая увеличивает стабильность бизнеса.

Примером служат СТО Газпром, GMP, ISO/TS 29001 и другие. Положительные стороны такой интеграции: ориентация на ожидания потребителей, ускорение реагирования на рыночные изменения, возможность анализа и самооценки, независимого аудита эффективности системы третьей стороной. Методическая база отраслевых стандартов основана на требованиях и формулировках ISO 9000, что позволяет предприятию пройти сертификацию и тем самым открыть двери в международные проекты.

Безусловное достижение стандартов ИСО 9000 — гармонизация западного (Европа, Америка) и восточного (Китай, Япония, Корея) подходов к вопросам качества. Его методическая основа удовлетворяет бизнес больше, чем 80-ти стран мира. Во всех последних версиях допускается свобода в выборе форм документирования процессов, конкретных инструментов для решения задач. При этом подчеркивается, что менеджмент должен постоянно совершенствоваться на уровне качества продукции, изменений самой СМК и применения инноваций, позволяющих быстро реагировать на требования рынка.

 

Об услугах сертификации по стандарту ИСО 9001 читайте здесь: https://pro-iso.ru/iso-9001/

Обратный звонок
Принимаю пользовательское соглашение и политику конфиденциальности
Связаться с нами
Принимаю пользовательское соглашение и политику конфиденциальности
Terms of use

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Ad aliquam atque ipsa maiores molestiae rem! Alias labore nam perspiciatis praesentium quos! Adipisci ex hic inventore praesentium quasi sapiente vitae, voluptatibus?

Privacy policy

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Ad aliquam atque ipsa maiores molestiae rem! Alias labore nam perspiciatis praesentium quos! Adipisci ex hic inventore praesentium quasi sapiente vitae, voluptatibus?