История развития стандарта ISO 9001 и его особенности
В России официальный стандарт СМК ISO 9001 уже давно стал национальным и активно используется отечественными компаниями на практике в течение последних 20 лет.
Все стандарты серии 9000 имеют прямое отношение к требованиям, предъявляемым к процессу управления организацией. Эти требования обеспечивают качество ее работы с точки зрения ориентации на непосредственного потребителя. Документ поясняет, что текущие и предполагаемые потребности клиента должны быть удовлетворены, поскольку именно от потребителя зависит будущее компании, ее развитие и прибыль.
Знаете ли вы, что первая версия ИСО 9001 была разработана еще в 1987 году. Его концепция состояла в приведении СМК к стандартам, которые бы позволяли компаниям соответствовать клиентским требованиям, стремиться превзойти их ожидания. Впоследствии стандарт несколько раз пересматривался. Новые версии выпускались в 1994, 2000 и 2008 годах.
Последнее развитие ISO 9001 получил в 2015 году, когда была внедрена актуальная на данный момент версия. Российский национальный аналог ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» вступил в законную силу 1 ноября 2015 года.
На заметку! Внедрение стандарта СМК официально не является обязательным. Однако в некоторых сферах использование отдельных его разделов или элементов, присутствующих в отраслевых стандартах – обязательное условие работы компании на рынке. Речь идет о пищевой промышленности, авиастроении, военно-промышленном комплексе.
Ключевые требования ГОСТ Р ИСО 9001
- Структурирование и строгое распределение обязанностей между сотрудниками организации.
- Высокий уровень ответственности руководителей за внедрение СМК.
- Взаимодействие подразделений и всех звеньев организации.
- Осуществление строжайшего контроля за качеством продукции, которая выпускается, дисциплиной сотрудников организации при оказании услуг.
- Повышенное внимание квалификации сотрудников компании, регулярное прохождение соответствующего обучения работниками, организация этого процесса руководством.
- Регулярное совершенствование производственных процессов.
- Применение актуальных информационных технологий и программного обеспечения в работе.
- Организация эффективной системы обратной связи с потребителями, реагирование на поступающие от клиентов жалобы и предложения.
- Работа с проверенными партнерами и поставщиками, стремление к прозрачности деловых отношений.
- Активное развитие методов управления, стремление к автоматизации управленческих процессов.
Достоинства последней версии ISO 9001:2015
- Была создана система требований, которая позволяет снизить уровень противоречий с отраслевыми стандартами. Требования едины и гарантируют пользу стандарта в ближайшие 10 лет.
- Существенно улучшена согласованность и прослеживаемость требований.
- Стандарт еще больше ориентирован на конечного клиента.
- Появилась концентрация на ответственности руководства.
- Значительно изменились требования к персоналу организаций: стандарт направлен на их большую вовлеченность в СМК.
- Был продуман грамотный системный подход к управлению.
Для информации! Работа над одновременным внедрением стандарта ISO 9001 с другими стандартами ИСО (к примеру, OHSAS 18001, ISO 14001), интеграций систем менеджмента позволяет существенно экономить время и денежные средства организации.