Опыт перехода на ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Что изменилось в новой версии самого главного стандарта СМК
Утвержденный в сентябре 2015 года ГОСТ Р ИСО 9001-2015 существенно отличается от предыдущих версий, как по структуре, так по уровню требований. Переход к новой версии требует от организации определенных усилий, однако в целом она сохранила основополагающий процессный подход к организации менеджмента. Блок основных процессов не изменился, углубились ранее введенные функции и появились новые (табл. 1).
0. Введение | |
1. Область применения | |
2. Нормативные ссылки | |
3. Термины и определения | |
4. Система менеджмента качества | 4. Среда организации |
5. Ответсвенность сторон | 5. Лидерство |
6. Планирование | |
6. Менеджмент ресурсов | 7. Средства Обеспечения |
7. Выпуск продукции | 8. Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг |
8. Измерение, анализ и улучшение | 9. Оценка результатов деятельности |
10. Улучшение |
Опыт компаний, прошедших сертификацию по новой версии, говорит о том, что начинать следует с выявления действующих подходов, применимых к новому стандарту. Существенные факторы, влияющие на скорость внедрения Стандарта: не формальный, а целенаправленный подход с вовлечением в процесс всего персонала, созданием специальной рабочей группы.
Особенности перехода на ГОСТ Р ИСО 9001-2015
Переход на новый Стандарт затрагивает практически все стороны деятельности предприятия. В первую очередь, это подсистемы, связанные с качеством продукции: производственная, логистическая, стратегического управления и управления персоналом.
Процесс внедрения Стандарта включает комплекс работ, предусматривающий три основных этапа:
- Анализ текущей ситуации на предприятии, определение уровня ее развития, положения во внешней среде. Обучение персонала.
- Разработка (корректировка) необходимой документации, вносящей изменения в условия работы сотрудников, должностные инструкции.
- Проведение внутреннего, при необходимости и внешнего, аудита системы менеджмента качества.
Первая часть работы определяет стратегические цели предприятия с учетом воздействия внутренних и внешних факторов, дает четкое понимание того, какое место оно занимает в экономической цепочке. Второй этап — самый трудоемкий, поскольку он связан с новацией ИСО 9001-2015, объединением ранее существующих понятий «документы» и «записи» в единое целое — «документированная информация». При этом она меняет форму: электронные средства донесения и сохранения знаний используются наряду с бумажными документами. Это вызывает необходимость методического обучения работников.
По новой системе цель и смысл ведения документации заключается не в наличии/отсутствии бумажных свидетельств проведенной работы (отчетов). Они должны обеспечивать уверенность в том, все процессы в организации реально функционируют в соответствии с заложенным планом. Приведем пример.
В процессе перехода пивоваренной компании «Балтика» на ГОСТ Р ИСО 9001-2015, аудиторы не только проверяли документы, но и задавали практические задания. На очень крупном складе в Петербурге они выбрали несколько случайных позиций, и попросили проследить полный жизненный цикл производства каждой единицы товара (бутылка пива). За ограниченное время специалисты должны были выявить множество данных: от марки используемого солода до наклейки этикетки с выявлением ее поставщика.
Источник: http://c-ib.ru/biznes/310686.html
Обзор главных изменений ИСО 9001-2015
- Появилось понятие «Среда организации» — как описание совокупности и результат анализа внешних экономических, социальных, экологических, технологических и рыночных (конкурентных) факторов.
- Риск-ориентированное мышление выдвинуто как отдельная функция, или средство, помогающее улучшить те или иные процессы. Все риски подлежат классификации по степени влияния и учитываются при планировании деятельности.
- В блоке основных процессов на «входе» теперь теперь присутствуют не только требования конечных потребителей, но и других заинтересованных сторон (контрагенты, перевозчики, оптовики и т.д). Каждое предприятие определяет их самостоятельно. На «выходе» официально прибавились «Результаты СМК» как отдельная функция.
- Документированные процедуры не являются обязательными. Компания вправе определить удобный для нее способ управления процессами. Если в ISO 9001:2008 «Руководство по качеству» было базовым документом, то в новой редакции он отсутствует.
- Лидерство высшего руководства выделено в отдельную функцию. Топ-менеджмент должен нести ответственность за результативность СМК, выстраивать общую позитивную среду, поощрять линейных руководителей за достижение запланированных показателей эффективности.
- «Управление знаниями» выделено в отдельный процесс, который требует детального описания и регламентации. На предприятии создается «информационная база» с разграниченным доступом, которая облегчает обучение новых сотрудников, способствует сохранению знаний внутри компании и препятствуют их утечке.
Новый стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 не устанавливает требований к тому, чтобы структура СМК в организации строго соответствовала его разделам. Ранее большинство организаций практиковало именно такой подход, «жестко» увязывая свою документацию с каждым пунктом нормативного документа. Он рассматривается как инструмент управления бизнесом в целях улучшения работы, снижения рисков и увеличения ценности компании.
Об услугах сертификации по стандарту ИСО 9001 читайте здесь: https://pro-iso.ru/iso-9001/