Орган по сертификации
систем менеджмента ООО «ПроЭксперт»

Телефон в Москве
8 (495) 943-16-32

Опыт перехода на ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Что изменилось в новой версии самого главного стандарта СМК

Эксперт по сертификации СМ

Утвержденный в сентябре 2015 года ГОСТ Р ИСО 9001-2015 существенно отличается от предыдущих версий, как по структуре, так по уровню требований. Переход к новой версии требует от организации определенных усилий, однако в целом она сохранила основополагающий процессный подход к организации менеджмента. Блок основных процессов не изменился, углубились ранее введенные функции и появились новые (табл. 1).

ИСО 9001:2008
ИСО 9001:2015
0. Введение
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Система менеджмента качества 4. Среда организации
5. Ответсвенность сторон 5. Лидерство
6. Планирование
6. Менеджмент ресурсов 7. Средства Обеспечения
7. Выпуск продукции 8. Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг
8. Измерение, анализ и улучшение 9. Оценка результатов деятельности
10. Улучшение
Таблица 1. Сравнение структуры стандартов ИСО 9001-2008 и ИСО 9001-2015.

 

Опыт компаний, прошедших сертификацию по новой версии, говорит о том, что начинать следует с выявления действующих подходов, применимых к новому стандарту. Существенные факторы, влияющие на скорость внедрения Стандарта: не формальный, а целенаправленный подход с вовлечением в процесс всего персонала, созданием специальной рабочей группы.

Особенности перехода на ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Переход на новый Стандарт затрагивает практически все стороны деятельности предприятия. В первую очередь, это подсистемы, связанные с качеством продукции: производственная, логистическая, стратегического управления и управления персоналом.
Процесс внедрения Стандарта включает комплекс работ, предусматривающий три основных этапа:

  1. Анализ текущей ситуации на предприятии, определение уровня ее развития, положения во внешней среде. Обучение персонала.
  2. Разработка (корректировка) необходимой документации, вносящей изменения в условия работы сотрудников, должностные инструкции.
  3. Проведение внутреннего, при необходимости и внешнего, аудита системы менеджмента качества.

Первая часть работы определяет стратегические цели предприятия с учетом воздействия внутренних и внешних факторов, дает четкое понимание того, какое место оно занимает в экономической цепочке. Второй этап — самый трудоемкий, поскольку он связан с новацией ИСО 9001-2015, объединением ранее существующих понятий «документы» и «записи» в единое целое — «документированная информация». При этом она меняет форму: электронные средства донесения и сохранения знаний используются наряду с бумажными документами. Это вызывает необходимость методического обучения работников.

По новой системе цель и смысл ведения документации заключается не в наличии/отсутствии бумажных свидетельств проведенной работы (отчетов). Они должны обеспечивать уверенность в том, все процессы в организации реально функционируют в соответствии с заложенным планом. Приведем пример.

В процессе перехода пивоваренной компании «Балтика» на ГОСТ Р ИСО 9001-2015, аудиторы не только проверяли документы, но и задавали практические задания. На очень крупном складе в Петербурге они выбрали несколько случайных позиций, и попросили проследить полный жизненный цикл производства каждой единицы товара (бутылка пива). За ограниченное время специалисты должны были выявить множество данных: от марки используемого солода до наклейки этикетки с выявлением ее поставщика.

Источник: http://c-ib.ru/biznes/310686.html

Обзор главных изменений ИСО 9001-2015

  • Появилось понятие «Среда организации» — как описание совокупности и результат анализа внешних экономических, социальных, экологических, технологических и рыночных (конкурентных) факторов.
  • Риск-ориентированное мышление выдвинуто как отдельная функция, или средство, помогающее улучшить те или иные процессы. Все риски подлежат классификации по степени влияния и учитываются при планировании деятельности.
  • В блоке основных процессов на «входе» теперь теперь присутствуют не только требования конечных потребителей, но и других заинтересованных сторон (контрагенты, перевозчики, оптовики и т.д). Каждое предприятие определяет их самостоятельно. На «выходе» официально прибавились «Результаты СМК» как отдельная функция.
  • Документированные процедуры не являются обязательными. Компания вправе определить удобный для нее способ управления процессами. Если в ISO 9001:2008 «Руководство по качеству» было базовым документом, то в новой редакции он отсутствует.
  • Лидерство высшего руководства выделено в отдельную функцию. Топ-менеджмент должен нести ответственность за результативность СМК, выстраивать общую позитивную среду, поощрять линейных руководителей за достижение запланированных показателей эффективности.
  • «Управление знаниями» выделено в отдельный процесс, который требует детального описания и регламентации. На предприятии создается «информационная база» с разграниченным доступом, которая облегчает обучение новых сотрудников, способствует сохранению знаний внутри компании и препятствуют их утечке.

Новый стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 не устанавливает требований к тому, чтобы структура СМК в организации строго соответствовала его разделам. Ранее большинство организаций практиковало именно такой подход, «жестко» увязывая свою документацию с каждым пунктом нормативного документа. Он рассматривается как инструмент управления бизнесом в целях улучшения работы, снижения рисков и увеличения ценности компании.

Об услугах сертификации по стандарту ИСО 9001 читайте здесь: https://pro-iso.ru/iso-9001/

Обратный звонок
Принимаю пользовательское соглашение и политику конфиденциальности
Связаться с нами
Принимаю пользовательское соглашение и политику конфиденциальности
Terms of use

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Ad aliquam atque ipsa maiores molestiae rem! Alias labore nam perspiciatis praesentium quos! Adipisci ex hic inventore praesentium quasi sapiente vitae, voluptatibus?

Privacy policy

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Ad aliquam atque ipsa maiores molestiae rem! Alias labore nam perspiciatis praesentium quos! Adipisci ex hic inventore praesentium quasi sapiente vitae, voluptatibus?